Сакральные объекты

Сакральная география ойратов Казахстана

13 апреля 2020 г.

Николай Цыремпилов Николай Цыремпилов

- Руководитель проекта

Ойраты стали заселять восточную и южную части казахской степи в XV веке в результате их поступательной экспансии на запад, связанной с противостоянием с монгольскими племенами.


Ойраты и их этническая история

Ойраты стали заселять восточную и южную части казахской степи в XV веке в результате их поступательной экспансии на запад, связанной с противостоянием с монгольскими племенами. Будучи частью монгольского мира в религиозном, культурном и языковом аспектах, ойраты часто оспаривали первенство монголов и стремились к политической независимости.
С начала XV века начинает складываться ойратская племенная конфедерация, в которой лидерские позиции занимают представители племени чорос. В первой половине XV века под предводительством чоросов ойраты достигают зенита своего могущества в монгольском мире. Именно тогда крайние западные пределы влияния ойратов достигают казахских степей и верховьев Иртыша. Тюркские племена в этой части Евразии традиционно обозначали ойратов термином калмак, происхождение которого неясно.

Лидерство хошутов. Ойратская племенная конфедерация, состоявшая в разное время из различных племенных образований, имела костяк, состоявший из чоросов (в середине XVII века принявших новое имя – джунгар), торгутов, дурбетов, хойтов и хошутов. Последний из упомянутых родов, происходивший из южной Монголии и присоединившийся к ойратскому союзу в середине XV века, в начале XVII века стал претендовать на лидерство среди других членов конфедерации. Это лидерство опиралось на происхождение одного из хошутских родов от Хабуту Хасара, младшего брата Чингисхана. Таким образом, в отличие от всех остальных племен конфедерации, хошуты имели отношение к Золотому роду борджигинов.
В XVI веке ойраты входят в жесткое противостояние с восточными монголами, которые оттесняют их дальше на запад, где ойраты встречают сопротивление со стороны Могулистана и Казахского ханства. Однако к началу XVII века ойраты прочно укрепляются вдоль рек Чу, Или и верхнего Иртыша и вскоре вступают в контакты с русскими сибирскими властями.
В начале XVII века вслед за монголами ойратские племена одно за другим принимают тибетский буддизм в традиции гелукпа в качестве своей главной религии. Лидерство в этом процессе обращения в новую религию берет на себя род хошутов, из которого происходил главный ойратский буддийский учитель – Зая-пандита Намха Джамцо. При его участии и часто по его инициативе в казахской степи возводятся первые стационарные буддийские монастыри, такие как Аблай-кит, Кызылкент, Дархан-Дорджин-кит, Очирту-Сэцэн-хан-кит. Развалины этих монастырей сохранились до сегодняшнего дня и составляют культурно-историческое наследие Казахстана. Каждый из этих ранних ойратских монастырей имеет историю, которую реконструируют сегодняшние исследователи.

Период Джунгарского ханства. В конце XVII века хошутское лидерство в ойратской среде строится на взаимодействии двух племен – хошутов и джунгаров. Однако в 1682 году в результате внутриполитического кризиса и конфликта внутри ойратского союза, хошуты теряют свое лидерство, и джунгары становятся полновластными хозяевами Прииртышья. Галдан Бошокту-хан, первый джунгарский хан, получает право носить этот титул благодаря инвеституре от Пятого Далай-ламы в 1677 году. С этого года начинается история Джунгарского ханства, продолжавшаяся вплоть до его гибели в 1759 году. После захвата Восточного Туркестана и городов Сырдарьи, политический центр ойратов смещается из Прииртышья на юг, в район Семиречья. На стыке XVII и XVIII вв. старые буддийские центры ойратов –монастыри Аблай-кит, Кызыл-кент, Дархан Дорджин-кит, Очирту Сэцэн ханы-суме – постепенно забрасываются, а в южном Тарбагатае, Семиречье, Чуйской долине, в северных предгорьях Алатау, в Киргизии и северной части Восточного Туркестана возникают возникают новые – Галдан Бошокту-кит, Алтан Дееврте-суме, Мунгэн Дееврте-суме, Амурсана-кит. В общей сложности, по сведениям И. Н. Ерофеевой, полученных ею на основе анализа карты Йохана Густава Рената, на территории Джунгарского ханства имелось 65 буддийских культовых сооружений, 35 из которых локализовались в современных границах Республики Казахстан.
Мы представляем вашему вниманию серию пространственных визуализаций, позволяющих получить представление о приблизительных границах ойратского присутствия и распространении буддийских культовых центров в казахской степи.

Границы присутствия ойратов в казахской степи

Используя главным образом данные исследования Ирины Ерофеевой (И. Н. Ерофеева. На страже дверей ханов. В кн. Аныракайский треугольник: историко-географический ареал и хроника Великого сражения. Алматы: «Дайк-Пресс», 2008. С. 32-53. Приложение 2, С. 197-202), а также сведения из Государственного каталога географических названий Республики Казахстан (Алматы, 2003), мы составили карту географического распределения топонимов, связанных с терминами калмак и карауыл. Карта учитывает все варианты топонимов с этими терминами: Калмакты, Калмакколь, Калмаккум, Калмаккорган, Калмаккырган, Карауылшы, Карауылтобе, Карауылхана, Карауылшокы, Карауылтал и т. д. Эта карта дает представление об историческом ареале ойратского присутствия в Казахстане, размещения сторожевых постов (карауыл) ойратов и, соответственно, территорий под контролем различных ойратских улусов. Цифры от 1-5 показывает точность определения географических координат объектов, где 1 это высокая степень точности, а 5 – приблизительная.

pkk.rosreestr.ru/arcgis/rest/services/PKK6/CadastreSelected/MapServer/export