Коныр-аулие, пещера в Восточно-Казахстанской области. Паспорт объекта


 

- Полное описание

- Фотогалерея

- Манускрипты

- Карта

- Материалы


Полное описание

Наименование: Коныр-аулие. Встречаются также варианты Коннур-аулие, Конур-аулие. Каз. Коңыр-аулие.
Тип объекта: Пещера карстового происхождения, объект длительного почитания местных жителей.
Время и обстоятельства происхождения: Хребет Актас, в котором находится пещера Коныр-аулие, выделяется на фоне казахского мелкосопочника. Пещеры Актаса, среди которых, помимо Коныр-аулие, еще есть «Сорок пещер» и «Шанырак-аулие», возникли в результате геологических процессов, сопровождавшихся выделением известковой массы. Коныр-аулие представляет собой карстовую полость с наклонным входом (понорой), по которой известняк размывался водой (Жуков). Подземное пресноводное озеро на дне пещеры примерно в ста метрах от входа и средней глубиной 5-7 метров, имеет нестабильный уровень воды. Вероятно, пещера относится к коррозионно-гравитационному типу, и в ее образовании главную роль сыграла протекающая неподалеку река Чаган.
Период использования:  Надежных сведений об использовании пещеры людьми в древности не существует. Некоторые краеведы ВКО утверждают, что в этой пещере, а также в соседних возможно нахождение артефактов каменного века, однако археологических раскопок научного типа в этих местах не проводилось, а единичные артефакты не позволяют делать надежных выводов (Загадки времени, 6:20). Большей степенью надежности характеризуются сведения о характере использования пещеры людьми только с XVIII-XIX вв., хотя и здесь имеются многочисленные вопросы и сомнения. Фактически сохранилось только три источника сведений о пещере, которые в свою очередь основываются на личных наблюдениях, а также местных легендах и преданиях. Речь идет о заметке 1892 г., опубликованной в Сибирском Вестнике, а затем перепечатанной в Витебских Губернских Ведомостях № 63 и Этнографическом обозрении в номере 1 того же года, а позднее и в сборнике «Древности Киргизской степи и Оренбургского края» известным российским археологом Жозеф-Антуаном Кастанье в 1910 г. Следующим по времени сообщением о пещере является небольшая заметка семипалатинского чиновника В. А. Брюханова, опубликованная в Записках Семипалатинского подотдела Западно-Сибирского отдела Императорского Русского Географического Общества в 1912 г. И, наконец, художественные описания, содержащиеся в романе-эпопее Мухтара Ауэзова «Путь Абая» могут содержать подлинные свидетельства о мифологической традиции, связанной с пещерой Коныр-аулие. Хотя роман писал в 1950-е годы, однако сведения, касающиеся пещеры, могут относится к периоду начала второй половины XIX века. В одном из эпизодов романа, описывающем посещение пещеры молодым Абаем и его братьями, упоминается о значении пещеры для местных казахов, которые связывали ее с событиями казахско-джунгарского противостояния во времена Абылая-хана, т. е. в середине XVIII в. В последующем, по свидетельствам местных исследователей, пещера привлекала местных казахов своим озером, якобы излечивающим женщин от бесплодия, и загадочной каменной статуей, до сих пор лежащей в одном из отсеков пещеры.
Основные функции: В наши дни пещера привлекает паломников и туристов своим озером, вода которого якобы обладает лечебными свойствами. Многие посетители пещеры погружают тело в холодные воды озера. Перед этим местный шыракшы (хранитель святыни) читает аяты из Корана. Кроме того, верующие оказывают почтение озеру оставляя в нем монеты. Некоторые посетители в период своего пребывания у пещеры также приносят в жертву барана. Таким образом, пещера Коныр-аулие как в прошлом, так и в настоящем, действует не как курортно-санаторный объект, но как сакральное место, в котором совершаются определенные обрядовые действия и с которым связана живая легендарная традиция. Традиция поклонения каменной статуе, лежащей в одном из отсеков пещеры, которая фиксировалось этнографами еще в начале XX века, сегодня потеряла всякое значение. Большинство посетителей ничего о статуе не знают, а следовательно и не пытаются ее найти. В романе Мухтара Ауэзова рассказывается также, что во времена Абылай-хана, то есть в первой половине - середине XVIII в. пещера использовалась и джунгарами, и казахами как убежище и опорный военный пункт (Ауэзов).
Религиозная принадлежность: Основываясь на доступных сегодня сведениях, трудно говорить о какой-либо конкретной религиозной традиции, с которой в прошлом был связан объект. Тем не менее, можно сделать некоторые осторожные предположения. Первой наводкой может служить обозначение пещеры словом «аулие», которое является исламским арабским термином, обозначающим «святость» или «святого». Так, современные трактовки говорят о том, что «Коныр-аулие» является именем древнего святого старца, якобы скрывавшегося в пещере от всемирного потопа, описанного в Ветхом Завете. Не имея надежный свидетельств относительно возраста данной легенды, следует заметить, что обозначение пещеры термином «аулие» восходит к XIX веку, а скорее всего еще к более раннему времени. Один этот факт, правда, не может служить надежным указанием на исламский характер культа, связанного с пещерой. Можно также с большим основанием утверждать, что поклонение пещерному озеру (а, возможно, и лежащей статуе) связаны с культом плодородия. Основанием для такого утверждения служат указания Брюханова на местные поверья о том, что пещера дарует детей бездетным женщинам (Брюханов: 3). С этим может быть связаны и более ранние свидетельства, что местные казахи пригоняют к пещере скот в случае болезней (Кастанье: 150).  Распространенная ныне версия, связанная с исламом, гласит, что пещера получила свое название по имени некоего святого (Коныр-аулие), который причалил сюда во время всемирного потопа.  В другом предании говорится о девочке, которая была изгнана из дома и поселилась в этой пещере.
Сообщения некоторых краеведов, что пещера может быть связана с манихейством, не имеют вещественных или документальных подтверждений (Загадки времени, 17:24). Еще одна ничем неподтверждаемая гипотеза говорит, что пещера может быть местом захоронения Чингисхана (Загадки времени, 17:45). На возникновение этой легенды, очевидно, повлияло название хребта Чингизтау, частью которого являются горы Актас.
Следует отметить, что в настоящее время характер поклонения и ритуалов в пещере находится в строгих рамках исламской традиции. Перед омовение в озере проводится чтение Корана, многие посетители приносят в жертву барана. Каменная фигура, привлекавшая ранее толпы молящихся, в настоящее время потеряла всякое значение. Это может быть связано с запретом в исламе на любые формы идолопоклонства. Беседы с паломниками выявили, что главным центром притяжения в пещере является озеро и его якобы целительные воды. Никто из опрошенных паломников не продемонстрировал знаний о каменной фигуре.
Главный центр притяжения: Во всех перечисленных выше источниках указывается, что центром притяжения пещеры Коныр-аулие в прошлом была лежащая каменная фигура в одном из отсеков пещеры. Так, в заметке в Этнографическом обозрении и у Кастанье говорится, что массы народа стекаются в Коныр-аулие именно для поклонения статуе в человеческий рост. При этом отмечается, что статуя изображает женщину. Вокруг этой статуи «находят мелкие вещицы из камней, бусы, бронзовые статуэтки» (Кастанье: 150). Брюханов же, который писал свою заметку примерно двумя десятилетиями позднее той, что публиковалась и перепечатывалась в Сибирском вестнике, Витебских ведомостях, Этнографическом обозрении и у Кастанье, сообщает дополнительные подробности. Он указывает, что статуя зовется местными казахами «калмык». Брюханов сообщает также, что статуя уже тогда была покрыта толстой коркой застывшего кальцита и предполагает, что под этой коркой может быть мумифицировавшийся труп человека или «каменный калмыцкий идол». Недавнее обследование статуи краеведами навело исследователей на предположение, что она изготовлена из гранита, однако никаких доводов не представлено (Каменная статуя). Статуя соединена с полом пещеры мощным натеком кальцита. В этом же исследовании сообщается, что местные жители утверждают о том, что статуй было две, но одна из них незадолго до проведения исследования была увезена неизвестными (Каменная статуя). Эта информация никак не подтверждается более ранними описаниями пещеры и статуи.
Следует сказать, что не следует однозначно связывать статую с ойратами, поскольку термином «калмык» казахи могли обозначать любые непонятные им объекты, а потому статуя может относится к другой культуре и исторической эпохе. Однако в нынешние времена значение статуи как центра притяжения почти полностью утеряно. Сегодняшние паломники приезжают в пещеру для того, чтобы окунуться в озере. По мнению паломников, его воды обладают целительной силой, которая не только помогает женщинам стать матерями, но и излечивает различные болезни.
Еще одним объектом, притягивающим посетителей, являются старинные могилы, находящиеся недалеко от входа в пещеру. Брюханов определял эти могилы как калмыцкие и указывал на наличие там каменных баб. Некоторые же могилы имеют типичные для мусульманских захоронений полуразрушенные уже оградки. В отрывке из романа «Путь Абая» также описываются могилы у пещеры Коныр-аулие. Отмечается, что на данном кладбище были захоронены представители самых разных казахских родов Среднего жуза: кереев, аргынов, найманов и т. д., что было нетипичным для того времени. Столь разнообразные захоронения на одном месте могут подтверждать изложенную Ауэзовым в его романе легенду, что Коныр-аулие и местность вокруг нее могли быть местом сражений между казахами и джунгарами (Ауэзов).
План: Объект представляет собой карстовую пещеру, которая начинается с щелеобразного входа, который ориентирован на юго-запад и находится на высоте 2 м. над тропой. Ширина входа чуть более полуметра, высота – 2,5 метра. Сразу же за входом имеется небольшой коридор длиной в 3 метра, который ведет в первый зал длиной около 40 метров, из которого идут ответвления вправо и влево, некоторые из которых завалены камнями. Так одно из левых ответвлений ведет к небольшому карману, в котором и находится лежащая антропоморфная статуя «калмыка». Центральный путь является спуском (до 45 градусов), который ведет к подземному озеру на дне пещеры. Спуск сильно искривлен: сначала на 10, а после, недалеко от озера на 20 градусов. Длина спуска около 100 метров. Пол пещеры плотно устлан крупными камнями, которые затрудняют спуск. Поэтому в наши дни устроен деревянный помост с перилами, который ведет прямиком к берегу озера. В самой высокой части своды пещеры достигают 4 метров. Озеро на дне пещеры имеет примерную площадь 30x40 м., однако истинные его размеры неизвестны, поскольку в дальней части над ним низко спускается свод (Жуков).
Особенности ландшафта: Пещера находится в Абайском районе Восточно-Казахстанской области в одной из гор хребта Актас, который в свою очередь является частью горной цепи Чингизтау. Местность от г. Семей до Чингизтау является в основном степной, если не считать встречающийся по дороге невысокий каменистый хребет Семейтау. Недалеко от места расположения пещеры степной ландшафт сменяется холмистым и скалистым, поскольку дороге лежит через хребет Чингизтау. Горы Актас состоят из белого известняка. Западная сторона хребта Чингизтау омывается рекой Чаганкой. См. фотогаллерею.
Современное состояние: Пещера посещается людьми уже долгое время, и ее своды и камни покрылись слоем копоти из-за факелов, которыми пользовались посетители до того, как в пещере было проведено электрическое освещение. В связи с этим нынешними властями была проведена пескоструйная очистка пещеры. В пещере устроен деревянный пандус и проведено освещение, что не только делает посещение пещеры удобным, но и снижает некоторые антропогенные риски. Рядом с пещерой построены помещения для ночлега и проживания работников и посетителей с печным отоплением, кухня, устроена автостоянка, общественный туалет, хозяйственные помещения. В связи с удаленностью места от крупных населенных пунктов, к пещере не проведена ЛЭП, и электроснабжение осуществляется за счет дизельного электрогенератора. Несмотря на наличие лишь базовых условий для проживания, поток посетителей растет год от года. Во много это связано с тем, что объект отдан в аренду частному бизнесу, а также определенным вниманием, которое место получило в СМИ и благодаря деятельности краеведов г. Семей.
Угрозы: Пещера Коныр-аулие не была включена в список сакральных объектов, имеющих общенациональное или  региональное значение. Любой из этих статусов обязывал бы национальные или областные власти осуществлять надзор над состоянием объекта. Сейчас по сути объект находится во власти арендаторов. Трудно сказать, как очистка сводов пещеры пескоструйным аппаратом могла повлиять на возможно имевшиеся на сводах пещеры изображения или петроглифы. В связи с исламизацией ритуала посещения пещеры, имеется потенциальная угроза находящейся там лежащей каменной статуе.
По сообщению жителя Семипалатинска В. Гущина, в 1955 году при посещении им и его друзьями пещеры Коныр-Аулие произошедший на находящемся неподалеку Семипалатинском ядерном полигоне испытательный взрыв атомной бомбы вызвал частичное обрушение свода пещеры. В. Гущин и его компаньоны чудом спаслись из пещеры (Гущин, Часнык). Данная информация говорит, что пещера подвержена разрушению в случае сейсмической активности.
Археологом А. Долгушевым из ТО «Археологическая экспертиза» приводятся сведения, что в недавнем прошлом при проведении уборки территории (не ясно, внутри или снаружи пещеры) паломниками якобы был вычищен весь археологический материал (Загадки времени: 6:25).
Хотя аренда пещеры частным бизнесом имеет благоприятные последствия для развития туристской инфраструктуры вокруг пещеры, необходим контроль со стороны областного акимата и местного муниципалитета за деятельностью предпринимателей.
Ближайший населенный пункт: Объект находится в 36 километрах на ЮЗ от аула Медеу, и в 55 км на СЗ от аула Карауыл. См. фотогаллерею.
Другие объекты: В 45 км на В находится мемориальный комплекс «Мавзолей Абая и Шакарима». Примерно в 120 километрах на СВ находятся важные археологические объекты эпохи Бронзы и раннего Железа – городища и курганы Кокентау и Семейтау. См. фотогаллерею.
Аул Медеу: Населенный пункт малого размера (примерно 30 дворов).
Дорога: От г. Семей до аула Карауыл до объекта можно добраться по асфальтированной трассе R-138. От Карауыла до аула Медеу идет дорога, которая с гравийным покрытием. Далее до самого объекта можно добраться только по грунтовой дороге, которая в период дождей и паводков может затапливаться водой. Таким образом, весной и дождливым летом доступ к памятнику может быть затруднен.
Артефакты и манускрипты: По утверждению археолога Александра Долгушева, в пещере находилась стоянка древнего человека. Им самим и местными жителями были найдены единичные артефакты, среду которых наконечники стрел и колюще-режущее оружие типа палаша с выгравированным на клинке изображением дракона. Долгушев считает, что данные артефакты могли принадлежать джунгарам (Загадки времени: 6:50). Где находятся все эти артефакты – неизвестно. В настоящий момент никаких археологических изысканий на объекте не проводится.
Оценка сегодняшнего состояния. Пещера Коныр-аулие, как уже отмечалось выше, используется частным предпринимателем на правах аренды. Это обеспечивает развитие туристической инфраструктуры вокруг пещеры и внутри нее. Пещера стала более безопасной и комфортной для посещения паломниками. В результате поток туристов к пещере стабильно растет, несмотря на наличие только базовой инфраструктуры, отсутствие отеля, современных благоустройств, нестабильность электроснабжения, относительную труднодоступность и отдаленность объекта от крупных городских центров. Пещеру в наши дни посещают в основном жители Казахстана, России и республик Центральной Азии.
Рекомендации по инвестициям: Пещера Коныр-аулие, несомненно, имеет потенциал к дальнейшему развитию в качестве рекреационного объекта. В постсоветское время, еще до благоустройства места, объект уже стал привлекать туристов и паломников, а после начала обустройства количество туристов растет из года в год. Уникальной пещеру делает сложившаяся вокруг нее легендарная традиция, отраженная в романе «Путь Абая», сообщениях краеведов прошлого и современных фильмах и статьях. Лечебные свойства вод подземного озера не подтверждены учеными, но если такого рода исследования будут проведены и свойства подтвердятся, то можно ожидать еще большего интереса к объекту. Для полноценного развития данного объекта необходимы вложения в дорожную инфраструктуру, а также проведение ветки ЛЭП. Объект заслуживает включения в список сакральных мест областного значения, обеспечение его защиты со стороны государства и проведение археологических исследований. Пещера может стать частью туристического маршрута, который свяжет ее с находящимися неподалеку в ВКО и Карагандинской области местами памяти Абая Кунанбаева и Мухтара Ауэзова. Кроме того, объект мог бы стать частью маршрута по истории казахско-джунгарских войн, наряду с Аблай-китом и Кызыл-кентом.


Фотогалерея


Карта


Материалы

Все материалы доступны по следующей ссылке

 

 

 

pkk.rosreestr.ru/arcgis/rest/services/PKK6/CadastreSelected/MapServer/export