Аккульская мечеть. Паспорт объекта


 

- Полное описание

- Фотогалерея

- Манускрипты

- Карта

- Материалы


Полное описание

Наименование: Аккульская мечеть (тат. Акколск мэчете), историческое название Акколтык мэчете.

Тип объекта: Здание старинной мечети, полуразрушенное, без окон, дверей. Кровля тоже почти разрушена. Минарет сильно накренен.

Основатель: Финансировал мечеть татарский купец г. Семипалатинска Мухаммед Вали Хамитов. Строил мечеть Муталлап Фазылбеков (1874-1937), возможно вместе с отцом, Султангали Фазылбековым, (1847-1912). Когда мечеть была закончена, Вали хажи Хамитов подарил Муталлапу деревянный стол с шестью стульями в благодарность за его работу. Согласно семейному архиву семьи Фазылбековых, предок Муталлапа и Султангали, Нигматулла Сайфулла-улы Фазылбек, был основателем села
Аккултык в 1812. Нигматулла был выходцем из Казанской губернии. Вероятно, что отец Нигматуллы пришел в Семипалатинск еще раньше, во времена Екатерины II. Как и многие другие, он покинул Казанскую губернию, чтобы избежать солдатчины (воинской повинности). Таким образом, семья Фазылбековых основала и пустила корни в этой деревне; она значительно разрослась и была одной из уважаемых семейств деревни Аккултык. На сегодняшний день в Семипалатинске живут несколько членов этой семьи, разного поколения. На могиле деревни Аккульск можно обнаружить большое количество надгробных камней с фамилией Фазылбеков(а).

Время основания: Аккульская мечеть была построена в 1851 г. Возможно, здание было уничтожено пожаром. Мечеть строилась в период с 1904 по 1907 годы.

Основание самой мечети в 1851 году надо понимать в контексте развития и расширения татарской мусульманской общины г. Семипалатинска. органично вплетается в историю мусульманских религиозных институтов северо-востока казахской степи. История этой мечети связана с судьбой татарского общества в казахской степи. Истоки татарской общины Семипалатинска и его окрестностей восходят ко второй половине XVIII века, времени русской имперской экспансии на восток. Основанная как крепость на Иртышской линии укреплений, Семипалатинск быстро превратился в важный административный, политический и экономический центр. Стратегическое расположение на торговых путях превратило его в один из основных торговых узлов, связывавших Россию с Центральной Азией, Китаем, Монголией и Тибетом. С конца XVIII века город привлекал большое количество жителей Центральной Азии (сартов), русских, а также различных категорий татар. Среди последних были торговцы и предприниматели, уклонисты от воинской повинности или обременительных налогов, а также просто искатели лучших возможностей в казахской степи. Процесс консолидации российского имперского правления на востоке империи нашел свое отражение в росте татарской слободы в Семипалатинске и строительстве многочисленных мечетей и медресе. В процессе роста татарского населения в Семипалатинске татары начали переезжать и в сельскую местность, чтобы заниматься там сельским хозяйством. Много среди них было и беглых татар, как Нигматулла Сайфулла-улы Фазылбек, которые прибывали сюда как беженцы, вливались в татарскую среду или скрывались от властей в казахской степи. Некоторые из них приобретали статус так называемых шала-казахов, или путем заключения браков с местными казашками, или через акты регистрации российскими чиновниками. Статус шала-казахов освобождал их от уплаты подушного налога и от службы в армии. Таким образом в районе Семипалатинска образовалось несколько татарских деревень – Башкуль, Аккултык, Караморза, Изятулла, Абсалям, Зубаир, Сары-Ногай, Букер и другие.

Религиозные деятели:

Семейный архив Фазылбековых содержит список имамов, которые служили в аккульской мечети почти до конца советского периода, а именно до 1989 года. Этот список является уникальным свидетельством того, что исламская практика продолжалась на протяжении всего советского режима и что муллы выполняли религиозные обряды даже несмотря на то, что мечеть официально не функционировала. Первыми двумя имамами были некто Камаледдин Мухамедрахим-улы и Джамаледдин Сиражетдин-улы. К сожалению, кроме имен, никакой иной информации в списке не дано. Третий имам, Фахраз Габдельхади-улы, прибыл из Казани в 1904 году и вернулся обратно в 1912 году. Четвертый имам, Салимжан Ашраф-улы, был муллой в период между 1912 и 1925 годами. Он также приехал из Казани и вернулся туда в 1925 году. По информации из сохранившейся ведомости, Салимджан Шарифуллович Файзуллин был имамом этой мечети с 10го марта 1914 г. и был позже перемещен в Белебеевский кантон. В ведомости об этой мечети указано что в 1921 году Абдуллатиф Исмагилов Акзигитов был назначен муаззином. Как можно заметить из этой краткой информации, между Казанью и Семипалатинским уездом (даже сельской его частью) существовала постоянная связь и обмен мусульманскими учеными. Пятый имам – Мухаммад Зариф Галиакбар-улы Мусин, был местным ученым. Он прибыл в Аккултык в 1925 году из села Башкуль и прослужил до 1929 года. В марте 1925 года в Башкуле произошел сильный пожар, из-за которого он покинул Башкуль и отправился в Аккултык. В 1929 году он подвергся раскулачиванию и был приговорен к 5 годам ссылки, а его имущество было конфисковано. Шестым муллой, по данным семейного архива Фазылбековых, был Шакир Вали-улы Галиев. Его внучка, жительница деревни Жыланды Руфия Хайбуллина, подкорректировала что это был Шакир Гайфулла-улы Хайбуллин, ее дед по отцу. По информации, которую она предоставила, Шакир был местным жителем, окончил медресе в Семипалатинске и был очень грамотным в мусульманской традиции. Он стал выполнять функции имама еще до войны и продолжал служить приблизительно до 1967 года, когда он переехал в соседнюю деревню Жыланды. Седьмым и последним имамом был Рашид Габдулла-улы Фазылбеков, который был муллой в период между 1974 и 1989 гг. По воспоминаниям Руфии, после Рашид-бабая, Хусаин-бабай (был неофициальным муллой в деревне Жыланды) еще проводил праздничные молитвы (гает), а «после него никого не было; он провел последние праздничные молитвы»

Хранитель мечети: Кроме официальных и неофициальных мулл, приблизительно в середине 2000х гг. у мечети есть хранительница, Гульшира Сайдахмет-кызы Сапариева (1941 г.р.) Жительница Аккульска с детства, она не покинула деревню как многие другие. Когда потомки умерших уроженцев Аккултыка приходят на кладбище к своим родственникам или случайные посетители приходят посмотреть на мечеть, они обычно стучат в ее дверь и она отводит их в мечеть и на кладбище, где сама читает Коран для поминовения душ усопших.

Период использования здания: 1907-1920-е годы. В эти годы здание мечети использовалось как мечеть. Основные функции: мечеть, молитвенный дом, мактаб. Наличие мечети и указного муллы также предполагает наличие мусульманской начальной школы, мактаб, для обучения мальчиков. Историческая традиция исламских институтов в Волго-Уральском регионе и северном Казахстане показывает нам наличие развитой системы образования среди мусульман. Обычно, мулла занимался образованием мальчиков махалли, и школа располагалась в мечети. Образованием девочек по традиции занималась жена муллы, известная как абыстай.

С укреплением советской власти в восточном Казахстане судьба аккульской мечети, как и многих других мечетей, сильно изменилась. Скорее всего в конце 1920-х годов здание мечети было закрыто, а с минарета был убран месяц. Здание мечети в разное время использовалось как начальная школа и дом культуры, где люди смотрели фильмы. Деревня была превращена в советский колхоз, и администрация колхоза обеспечила новую основу для выживания мусульманской общины.

Религиозная принадлежность: Ислам, ханафитского толка.

Современное состояние: Мечеть давно не функционирует как мечеть. В советское время в здание мечети в разное время находилась советская школа и клуб. Здание пришло в упадок, минарет покосился, и вот-вот рухнет. Про то каким образом оно все еще стоит сложились легенды.

Ближайший населенный пункт: Объект находится в селе Аккульск, Бескарагайский район, Восточно-Казахстанской области. Деревня вымерла и насчитывает на сегодняшний день несколько домов. Недалеко от этой деревни находится деревня Жыланды. С постепенным распадом колхоза в Аккульске жители села начали переезжать в село через дорогу от Аккульска – Жыланды. Другие уезжали в город. К тому времени аул Жыланды, который раньше был небольшой деревней, вырос в размерах и даже имел школу-интернат. В Аккульске была только начальная школа, и родители были вынуждены отправлять своих детей на продолжение учебы в Жыланды, а вскоре и сами стали переезжать туда.

Рекомендации по инвестициям: Аккульская мечеть имеет большое значение как историческое и культурно-религиозное наследие для жителей Семипалатинска, и в особенности для татарского общества. Мечеть и ее судьба объединяет татарское общество Семипалатинска. Обществом не раз поднимался вопрос о реставрации мечети. Мечеть стала предметом дебатов о ее переносе в Восточно-Казахстанский историко-краеведческий музей-заповедник Усть-Каменогорска, который недавно заменил Семей в качестве административного центра Восточно-Казахстанской области. Руководитель музея Н. А. Зайцев предложил разобрать аккульскую мечеть, перенести ее на территорию учреждения, воссоздать и отреставрировать ее, чтобы люди могли приходить и видеть этот исторический памятник. Однако, татарская община которая проживает в Аккульске, других деревнях и в Семее, не согласно с таким решением. Для этих людей мечеть, кладбище и весь культурный ландшафт в целом представляют собой сакральное место, которое они регулярно посещают. Мечеть связана с историей этой земли, деревни и людьми, погребенными на местном кладбище. Люди приезжают посетить могилы родственников и всегда посещают мечеть, которая для них имеет сакральное значение. По их мнению, требуется реставрация мечети на ее настоящем месте. И действительно, Аккульская мечеть является святым местом, которое связывает уже потомков тех кто когда то жил в Аккульске. Она является одной среди других татарских мечетей в Семипалатинске и в других исторически татарских деревнях и, таким образом, частью более широкого комплекса мусульманских институтов северо-восточного Казахстана.


Фотогалерея


Карта


Манускрипты

Munajaat-i Ibrahim Hakki
Fatawa
Pirnama

Еще больще манускриптов можной найти по ссылке

Материалы

Все материалы доступны по следующей ссылке

 

 

 

pkk.rosreestr.ru/arcgis/rest/services/PKK6/CadastreSelected/MapServer/export