Мечеть и медресе Калжан-ахуна. Паспорт объекта


 

- Полное описание

- Фотогалерея

- Манускрипты

- Карта

- Материалы


Полное описание

 

Наименование: Мечеть и медресе Калжан-ахуна (каз. Калжан-ахун мешiт медресе)

Тип объекта: Комплекс мечеть, медресе и мазар

Основатель: Калжан Болекбайулы (Калмухамед)-ахун (1862-1916). Калжан-Ахун (1862-1916) «...родился в Хивинском ханстве. Его отец Болекбай был из рода «табын» аула Жаманкагалы Актюбинской области. В молодости, гостя у родственников в Каракалпакии, поступил на службу в ханскую ставку, где занимал высокий пост. Он был не только батыром и предводителем проживавших в тех краях казахов, но и известным врачевателем. Скончался он в возрасте 90 лет. Калжану, его сыну, тогда было тринадцать лет. Юноша получил хорошее по тем временам образование. После начальных ступеней в медресе Хивы и Бухары в 27 лет он закончил медресе Кокильташ и получил звание «ахун», что означало его принадлежность к числу ораторов (2). 

В 1890 г. Калжан-ахун приезжает в низовья Сырдарьи по приглашению Кете Шомекей Ораз имама, с он которым учился в Бухарском медресе, и остается здесь навсегда. Он занимается просветительской деятельностью, открывает мечеть, обучает грамоте детей простых шаруа.

Время основания: Основание заложено в 1913 г. – строительство закончено в 1916 г.

Период использования: 1916-1944 гг.

Основные функции: Объект в рамках паломнического маршрута в Коркыт-ата; место для проведения мусульманских обрядов.

Религиозная принадлежность: Ислам ханафитского мазхаба.

Главный центр притяжения: Нефункционирующие реставрированные здания, где ранее размещались мечеть и медресе.

План: Здания мечети и медресе, огороженные каменным забором, мазар, усыпальница Калжан-ахуна и членов его семьи, развалины дома семьи Калжан-ахуна. Сакральный объект представляет собой прямоугольное здание с внутренним двором. Фронтальное здание представляет собой кирпичное построение песчанного цвета, где мечеть располагается справа от центральных ворот. Оставшиеся прямоугольные части здания мечети и медресе Калжан-ахуна разбиты на помещения, где проходили религиозные занятия для учащихся. Количество комнат классов или худжр составляет двадцать (1). Данный комплекс пережил полную реконструкцию, особенно внешних и внутрених стены крыши и стен внутреннего двора. Строение, ранее принадлежавшее Калжан-ахуну и служившее ему местом приема гостей или, возможно, проведения занятий, ныне стало мазаром Калжан-ахуна и членов его семьи и располагается отдельно от здания мечети и медресе и не подверглось столь глубокой реконструкции. Недалеко от данного общественного здания располагается бывшая личная резиденция Калжана, которая состояла из обширного сада. Сад был служил экономической поддержкой для студентов медресе и был вакуфной собственностью.

Ближайший населенный пункт: Объект находится в 17 километрах на СВ от аула имени Калжан-ахуна Теренозекского района Кызылординской области.

Время и обстоятельства основания: Медресе Калжан-ахуна было заложено в 1906 году. Позже Калжан-ахун на собственные средства построил медресе (3). Строительство было закончено в 1916 году. До возведения здания медресе и мечети Калжан-ахун уже вел в этих местах свою прозелитическую и образовательную деятельность (4), которая была сосредоточена вокруг сохранившегося помещения, в котором ныне расположено семейное захоронение самого Калжан-ахуна и членов его семьи. Поблизости от медресе располагалась также и резиденция святого, состоявшая из глинобитного дома и огроженного двора с садом и хозяйством. 

Период использования: Здания мечети и медресе использовались короткий период с 1916 года до их закрытия, которое, видимо, произошло в период пика анти-религиозной борьбы в СССР в 1930-е годы. Известно только, что после 1937 года здания медресе использовалось как временный лагерь содержания депортированных корейцев с Дальнего Востока. Еще ранее, по сведениям потомка Калжан-ахуна Хасанатуллы, здание использовалось под птицеферму и скотный двор. С 1944 года в здании медресе функционировала средняя школа. По сведениям местных жителей в позднесоветский период задние было заброшено. Здание подверглось постепенному восстановлению с начала 2000х годов. Последние ремонтные работы прошли в 2017-2018 гг. Уцелевшие фрагменты стен были реконструированы. В настоящее время здание пустует и не имеет постоянного персонала. 

Основные функции: С момента своего основания здание функционировало как мечеть и медресе, в котором обучались дети местных жителей по стандартной программе религиозного исламского образования (до 100 учеников). По этнографическим сведениям, в программе обучения медресе имелись такие дисциплины, как география, математика и пр., что может указывать на то, что школа принадлежала к новометодной (джадидской) традиции (4). Известно также, что находившееся поблизости личное молельное помещение Калжан-ахуна служило также местом обучения для некоторых его учеников. Согласно данным от потомка Калжан-ахуна Хасанатуллы, в этом помещении располагалась личная библиотека ахуна, которая была вывезена в 1960-е годы в Ленинград. В резиденции, также располагавшейся поблизости от медресе, проживал сам ахун и его семья. Территория вокруг резиденции, вероятно, была вакуфной землей мечети и использовалась в хозяйственных целях для содержания школы.

Согласно личным записям, принадлежавшим Калжан-ахуну, которые были опубликованны университетом им. Яссауи в г. Туркестане, Калжан-ахун активно занимался религиозной деяятельностью и скурпулезно регламентировал обряды и ритуалы. К примеру, в одной из записок, сделанных на арабском языке (без указания года) Калжан определял размер садаки (мусульманской милостыни) на период месяц Рамадан. Согласно данной записи, денежный размер садаки должен был соотвестствовать 1460 граммам зерна, или 2690 грамам овса, хурмы или изюма (5). Данный документ показывает внтуренние аспекты исламизации, рядовые практики и ритуалы. Кроме того, Калжан-ахун переписывался с другими мусульманскими богословами о правилах арабской грамматики и синтаксиса, по аспектам мусульманского фикха и т. д. (6)

Религиозная принадлежность: Ислам суннитского толка, Ханафитского мазхаба

Главный центр притяжения: Центрами притяжение является сам комплекс мечеть- медресе и мазар Калжан-ахуна и членов его семьи. Медресе является наиболее привлекательным зданием для туристов и паломников. 

Ближайший населенный пункт: Село имени Калжан-ахуна (каз. Қалжан Ахун, до 1997 г. называлось Амангельды), Сырдарьинский район Кызылординской области 

Дорога: Дорога с твердым покрытием находится в удовлетворительном состоянии рядом с Кызыл-Ордой, но ближе к аулу Калжан-ахун ухудшается. 

Артефакты и манускрипты: Коллекция рукописей на арабском, персидском и турки, обнаруженная в Областном музее г. Кызылорды.

Оценка сегодняшнего состояния: В целом объект находится в удовлетворительном состоянии, однако в связи с тем, что здание мечети не используются на постоянной основе, а здание медресе не используется вообще, оно подвергается постепенному повреждению из-за сезонных перепадов температур и воздействию окружающей среды.

Рекомендации по инвестициям Рекомендуется использовать часть здания как музей. Можно воссоздать часть классов и двор медересе, показав на примере данного сакрального комплекса жизнь и деятельность мусульманского учебного заведения юга Казахстана начала XX века. Как минимум, на данный момент данному объекту нужен постоянный персонал. 

 

Рекомендуемые источники: 

 

  1. Калжан-ахуна медресе. Памятники культуры Казахстана. https://silkadv.com/en/content/kalzhan-ahuna-medrese

  2. Денисов К. Медресе и мечеть Калжана Ахуна. https://kzvesti.kz/kv/backissues/23975-medrese-i-mechet-kalzhana-ahuna.html

  3. Кенжетаев Д. Т. Қалжан ахун дүниетанымының негiздерi. В сборнике «Қалжан ахун Бөлекбайұлының 150 жылдық мерейтойына арналған облысты ғылыми-танымдық конференция» Iнжү-Маржан, Алматы, 2012. С. 65-74

  4. Омаров Т. С. Қазақстанда Ислам дiнiнiң орныгуы: қазақ ишандардын қалыптастырудығы қызметi және Қалжан ахун. В сборнике «Қалжан ахун Бөлекбайұлының 150 жылдық мерейтойына арналған облысты ғылымиөтанымдық конференция» Iнжү-Маржан, Алматы, 2012. С. 114-127.

  5. Копия документа в сборнике «Қалжан ахун Бөлекбайұлының 150 жылдық мерейтойына арналған облысты ғылымиөтанымдық конференция» Iнжү-Маржан, Алматы, 2012. С. 180.

  6. Калжан-ахун . Казахстан. Национальная энциклопедия. — Алматы: Қазақ энциклопедиясы, 2005. Т. III. С. 102.


Фотогалерея


Карта


Манускрипты


Еще больще манускриптов можной найти по ссылке

Материалы

Все материалы доступны по следующей ссылке

 

 

 

pkk.rosreestr.ru/arcgis/rest/services/PKK6/CadastreSelected/MapServer/export