Основатель: Бекет Мырзағылұлы (1750-1813)
Бекет-ата Мурзагулулы, или Бекет, сын Мурзагула, который также известен как пир Бекет или как Ер Бекет, был родом из казахского рода адай, который входил в конфедерацию байулы младшего казахского жуза (1). Как известно, младший жуз официально признал подданство России в 1731 году. В 1748 году переводчик Посольского приказа и российский посланник татарского происхождения Туклу Мухамед Тевкелев уже упоминал род адай как одну из ветвей племенной конфедерации байулы. Личность Бекета приобрела столь большое значение для адайцев, что его имя стало их военным кличем или ураном. До начала использования военного клича «Бекет», как сообщает Абаланова [2, стр.211], адаи использовали уран «Тегеленды». В наши дни значение культа Бекет-ата закреплено на официальном уровне. Так, в 2019 году 200-летний юбилей данного святого праздновался как событие государственного значения [3].
Генеалогия (шежире) Бекета берет начало от легендарного основателя племени адай – Адай-ата. Генеалогическое древо Бекета выглядит следующим образом: 1) Адай-ата, 2) Келимберды, 3) Мунал, 4) Жаулы, 5) Коскулак, 6) Жанал, 7) Мырзагул, 8) Бекет [4], [5]. [6]. В паломническом доме (зиаратхане) Бекет-ата в Огланды на большом настенном плакате для внимания паломников демонстрируется генеалогия Бекета, представленная древом белого цвета. Для паломников данное генеалогическое древо является визуальным напоминанием о статусе и происхождении Бекет-ата.
Согласно некоторым письменным источникам, таким как «Халват-и-Суфия», переведенным на русский язык Бабаджановым, Бекет был учеником Мухаммаджона Бакиргани (каз. Бакыржан), улама и суфийского пира из Ургенча, который имел учеников и последователей среди казахов Мангистау (4). Путешествия и учеба Бекета в медресе Хивы не были чем-то необычным для того времени. Для кочевых казахов было традицией учиться в оседлых религиозных центрах Центральной Азии в таких городах, как Хива или Самарканд. Так, в татарской рукописи «Тарих-и-Барангави», составленной Ахмадом б. Хафиз ад-Дин аль-Барангави, сообщается о том, что аль-Барангави встречался со студентами-казахами в Самарканде (5). Хивинское медресе исторически служило образовательным центром для казахов региона Мангистау.
Влияние Бекета Ата связано не только с с Бакиргани, но и с другим религиозным лидером региона – Шопан-ата, который, согласно устной традиции, через сон посвятил Бекет-ата в аулия и направил его на путь исламской святости. Подобное духовное посвящение, или увайси, является широко известной центрально-азиатской религиозной практикой. Поэтому современное паломничество к местам Бекет-ата неотделимо от посещения святыни Шопан-ата.
Религиозное образование и посвящение увайси тесно связаны друг с другом. Согласно манакибу Амирханова, Бекет в возрасте 14 лет попросил своих родителей позволить ему учиться в медресе, и они легко позволили ему это сделать. Перед долгой поездкой в медресе Бекет решил получить благословение от духа Шопан-ата. С этой целью Бекет отправился в храм Шопан-ата, где провел четыре ночи. На четвертый вечер Шопан-ата появился во сне Бекета и, по словам Амирханова, произнес следующие слова: «Мертвый дух предков (аруах) не мог быть пиром для живого существа. Иди в Хиву. В медресе Бакыржан-ходжи [Мухаммаджон Бакиргани - У. Б.] живет алима и человек с большим касиетом [святостью - У. Б.]. Оставайся рядом с этим человеком. Ваш Бурак (Пирак), который доставит вас в Хиву, уже ждет вас за пределами вашего дома» (6). Далее рассказывается, что когда Бекет вышел из дома, он увидел, что Пирак действительно ждет его возле дверей, а еще через несколько секунд Пирак переместил Бекета в Хиву. Бакыржан уже ждал Бекета и отправил его в медресе Шергази. Этот фрагмент агиографии содержит по крайней мере три или четыре важных элемента. Во-первых, мы видим присутствие сакрального ходжи - фигуры Бакиргани, который в некотором смысле был «избран» духом Шопан-ата. Следовательно, два способа благословения - через дух увайси и посредством живого пира), каким-то образом, взаимосвязаны. Во-вторых, дух Шопан-ата пришел к Бекету через сон, или аян. Хермансен отмечает, что в исламской религиозной традиции «… значительная роль отводится содержанию снов как отражению духовной истины и истины реального мира, так и в установлении связи повседневной реальности с другим измерением, часто отражаемым как гаиб,, т. е. отсутствующее или невидимое царство» (7). В контексте казахской религиозности, согласно Привратскому, аяны занимают важное место. Этот арабский термин означает личное откровение через сон. Эта практика «… устойчиво сохраняется в казахской религии как проявление иллюзионистской традиции суфиев» (8).
Фигура Бекет-ата весьма сложна, с одной стороны он представлен в устных материалах не только как как аулия или святой, но в тоже время он (Бекет) представлен как родовой предводитель и воин, как Ер Бекет. В этнографических материалах Бекет представлен даже как предводитель родового ополчения и участие в набегах на соседние группы кочевников.
Время и обстоятельства основания:
Мечеть, согласно этнографическим местным преданиям, была вырублена в скале самим Бекет-ата и его последователями при жизни данного святого. А. Амирханов и Р. Косбармак в жизнеописаниях (манакибах) о Бекет-ата упоминают об одном трудолюбивом строителе мечети по имени Байсал из рода адай подрода жеменей и колена бокен. Байсал, согласно нарративу, в возрасте 54 лет усердно работал над строительством мечети в Огланды. Бекет-ата тепло о нем отзывался и предрекал, что по возвращению домой Байсала будет ждать хорошая весть. После возвращения Байсала домой его супруга родила ребенка, которого назвали Мыңкісі и который впоследствии прославился как добродетельный и обладающий святостью человек. Выбор мечети, которая стала мазаром Бекет-аты также окутана легендами. В этих легендах явно проявляется синтез многих исламских традиций. Согласно манакибу Амирханова, духовный учитель Бекета в Хиве (по-видимому, пир или устаз Мухаммаджон Бакиргани) метнул в воздух свой посох или асу, которая мистическим образом оказалась в Мангистау. В суфийской традиции личные вещи пира или устаза (такие, как посох, одежда, пояс, тюрбан) обладают сакральностью и играют важную роль. Подобные истории циркулируют по всей Центральной Азии и присутствуют, например, в традиции Ходжа Ахмада Яссави. Именно Бекету, согласно этнографическим материалам, суждено было найти посох или асу, то есть стать пиром, но не без помощи некоего туркменского мальчика-пастуха (по-туркменски оглан – мальчик, парень) или, по другой версии, взрослого пастуха-туркмена по имени Оглан. Пастух или пастушок Оглан после краткого спора и испытания признал право Бекета на асу и они стали друзьями. Теперь мазар Огланды находится недалеко от парковки сакрального комплекса Бекет-ата, то есть по сути на вершине горы, тогда как погребение Бекета находится у подножья, что также нашло отражение в современных манакибах (9). Таким образом, местный нарратив связал статус Бекета как пира, или суфийского мастера, местность под названием Огланды и туркменские племена с суфийским шейхом в Хиве.
После смерти Бекет-ата после 1813 г. его тело было погребено внутри мечети, а здание стало мавзолеем и местом паломничества главным образом представителями племени адай. Отсек внутри мечети, где был погребен Бекет-ата, затем был отделен стеной, на которой уже в позднесоветский период или во время независимости была установлена погребальная доска. Важно, что после смерти тело Бекета было окутано мистикой, как это случается во многих других религиозных традициях. К примеру, в интервью жители Мангистау говорили, что до 1960 г. тело Бекета лежало открытым на виду паломников и не подвергалось естественному разложению. Лишь боязнь, что мощи Бекета могут привлечь внимание властей, принудило построить стену внутри мечети.
Бекет-ата занимает главное место в пантеоне святых западного Казахстана.
Период использования: Мазар функционирует как минимум с начала XIX века. Следует отметить, что на территории Мангыстау как минимум четыре мечети связывают с именем Бекет-ата. В советский период зиарат продолжался в скрытой форме. Согласно информации от паломников, дорога на Бекет-ата была очень плоха, и сам объект соответственно был труднодоступен для массы населения. С момента обретения независимости в 1991 году на пост-советском пространстве происходит процесс усиления религиозности, что коснулось и комплекса Бекет-ата и привело к увеличению количества паломников и расширения инфруструктуры при мазаре.
Основные функции: Сакральный объект представляет захоронение внутри скальной мечети, находящейся у подножия горы, и дома для паломников, которые находятся на ее вершине. Горная серпантинная дорога соединяет мечеть и зиаратхану. Мавзолей представляет собой куполовидное здание, которое состоит из трех небольших комнат: коридора, комнаты с погребением и комнаты, где проводятся дополнительные моленья. Само погребение замуровано в стене и снаружи виден только надгробный камень с именем Бекета, годами его жизни и именами потомков. Данные надгробные надписи написаны на кириллице.
Паломники достигают погребения по серпантинной дороге по склону горы. Зиаратхана и подсобные помещения находятся на вершине.
Согласно информации, полученной от смотрителей мазаров, являющихся потомками Бекет-ата, и так же по историческим материалам, предоставленным музеем г. Актау, сакральный комплекс проходил несколько стадий расширения и улучшения условий для паломников и инфраструктуры. К примеру, серпантинная дорога в советский и ранний постсоветский периоды представляла собой узкую и опасную горную тропу. В данный момент серпантин представляет собой удобную и широкую дорожку, с вырубленными ступенями, беседками для отдыха и электрическим освещением.
Зиарат хана Бекет-ата представляет собой здание, построенное из современных материалов и облицованное красным кирпичом. Зиаратхана состоит из трех больших параллельных друг другу комнат, где центральная комната служит для проведения ритуального приема пищи, а две другие предназначены для молитв и отдыха
Комплекс Бекет-ата на Огланды является главным сакральным объектом Мангистау. Стоит отметить, что именно зиарат к святым местам, таким, как Бекет-ата, Масат-ата, Шопан-ата и многим другим, является одним из важных столпов местной религиозности. Родовая идентичность адайцев и почитание Бекет-ата как духовного пира являются тесно взаимосвязанными феноменами.
Паломники посещают мазарный комплекс Бекет-ата почти круглый год, но наиболее интенсивный период наступает обычно с марта по конец октября. В сентябре в один из выходной день нами было насчитано от 150 до 200 паломников. В гендерном и возрастном плане паломники представлены примерно одинаково. В социально плане паломники представляют разные категории. В этническом плане казахи составляют большинство паломников, но встречались и туркмены, и каракалпаки (из Узбекистана), и даже представители других конфессий (ортодоксальные христиане). Могилу Бекет-ата посещают и граждане других стран (Россия, Узбекистан).
В зиаратхане силами музея г. Актау были экспонированы постеры с текстами и фотографиями, относящимися к жизни Бекет-ата, что в некоторой степени вносит в паломничество некий образовательный момент. Подношения в виде денег или жертвенных животных являются одним из главных источников дохода данного объекта.
Обряд ритуала состоит из следующих частей: отбытие из г. Актау (но стартовой точкой может быть и другой населенный пункт), остановка по дороге в магазине в Жанаозене и покупка необходимых подношений для смотрителей сакральных мест, затем остановка в первом сакральном месте - т. н. мазаре «зятя Шопан Аты», затем долгая остановка на мазаре Шопан-аты, в ходе которой посещается «медресе Шопан-ата», делается обход погребения самого Шопан-ата, его близких родственников, проводится обряд прикосновения к камню плодородия, возжигания масляного светильника, или ширака Шопан-ата, испитие воды из сакрального колодца Шопан-ата и остановка в доме паломников на чай. Затем паломники направляются непосредственно к мазару Бекет-ата в Огланды. Приехав, паломники первым делом посещают мазар Огланды, который находится в непосредственной близости к главной парковке, а затем идут к дому паломников Бекет-ата. Многие после обряда омовения идут по вырубленной в скале лестнице вниз к мазару Бекет-ата. Спуск длится примерно полтора километра. На пути имеются беседки для отдыха и освещение. Недалеко от погребения святого находится священный источник, где набирал воду, согласно преданиям, сам Бекет-ата. Здесь паломники на обратном пути наполняют пустые бутылки и забирают сакральную, по их мнению, воду домой. Мечеть Бекет-ата с его погребением вырублена в скале на небольшом подъеме. Паломники ждут своей очереди до получаса и больше. Дождавшись, они идут к погребению аулия, заказывают прочтение ширакши (хранителем) короткой молитвы, поносят денег ширакши и совершают внутренний обход небольшой мечети, которая состоит из трех или четырех небольших комнат. В одной из комнат находится высохший ствол дерева, который также считается сакральным. Проползти под ним является обязательным ритуалом. После визита мазара Бекета паломники идут по тропе вверх, набирают священной воды из источника и возвращаются в зиаратхану, где делают перерыв и пьют чай перед приемом сакральной пищи. Обычно в 6-7 часов вечера ширакши и персонал комплекса Бекет-ата совместно с некоторыми паломниками-добровольцами подают варенную баранину с рисом, вкусить которую должен каждый паломник. Мужчины и женщины ужинают отдельно по 4 человека на одно блюдо. В целом же число паломников может быть выше 100 человек. Трапеза завершается молитвой из Корана и благословением ширакши. Сам ширакши также является представителем рода Бекет-ата.
Религиозная принадлежность: Ислам суннитского толка, Ханафитского мазхаба
Главный центр притяжения: Центром притяжения является сам мазар Бекет-ата, священный водный источник и зиаратхана.
План: Мазар Oгланды, парковка, зиаратхана (дом для паломников), ряд мазаров представителей рода адай, здание кухни и хозяйственные постройки, серпантинная дорога к мазару Бекет-ата, святой источник, вертолетная площадка. См. фотогаллерею.
Угрозы: Угрозы отсутствуют
Ближайший населенный пункт: г. Жанаозен, г. Актау
Дорога: Дорога с твердым покрытием, идущая от Актау, находится в отличном состоянии. Примерно в 70 км от мазара Бекет-ата дорога сменяется на трассу с щебночным покрытием.
Рекомендации по инвестициям: Рекомендуется использовать часть зиаратханы в качестве музея для паломников, где можно будет ознакомиться с ролью Бекет-ата в религиозном ландшафте региона и мусульманской Евразии в целом. Необходимо улучшить состояние дороги (асфальт, освещение), построить отель для туристов недалеко от сакрального комплекса. Так же вдоль маршрута необходимы элементарные удобства.