Время и обстоятельства основания: Согласно работе каркаралинского краеведа Е. Мустафина история мечети берет начало с 5 сентября 1847 г., когда произошло первое обсуждение строительства мечети в Каракаралинском окружном приказе. Обсуждение возглавлял старший султан округа чингизид майор Кусбек Таукин. На собрании присутствовал также Кунанабай Оскенбайулы. Кусбек Таукин и Кунанбай Оскенбаев – важнейшие исторические фигуры, с которыми связана с история постройки данной мечети.
Кунанбай Оскенбайулы, или Оскенбаев, широко известная историческая фигура в колониальной истории Казахстана. Кунанбай был выходцем из рода тобыкты племени аргын, был весьма богатым скотовладельцем, судьей (би), родовым предводителем, старшиной кушик-тобыктинской волости, имел офицерский чин хорунжего и занимал высокую должность ага-султана или старшего султана Каркаралинского округа с конца 1840-х годов (Касымбаев, 2004). Согласно Н. Нуртазиной, казахские бии в своих судебных решенияхчасто аппелировали к нормам шариата (Нуртазина, 2000 275). Адольф Янушкевич (1803-1857), который в ходе своих путешествий встречал Кунанбая лично, писал, что Кунанбай также легко цитировал шаратские нормы при решении судебных дел (Янушкевич, 2007, 249).
Кунанбай сыграл важную роль в инициации проекта, а затем и в постройке мечети. Кунанбая можно считать одним из деятелей исламизации степного Казахстана. Мустафин пишет, что в списке учередителй мечети имя Кунабая идет вторым после старшего –султана Таукина (Мустафин 2017, 20). На обсуждении строительства мечети было принято решение об обращении к народу с просьбой о пожертвованиях на строительство и о заведение зашнурованной книги для записи поступающих от населения средств
Но инициатива степной элиты имела только рекомендательный характер и требовала разрешения колониальной администрации. В целом процесс постройки мечети был довольно сложным. К примеру, было необходимо получить резолюцию от специалаиста-инженера. Положительная резолюция и проект чертежа мечети были сделаны неким инженером в чине капитана. Согласно бюрократическим требования план-чертеж должен был получить одобрение сначала начальника Сибирского пограничного управления генерал-майора Н.Ф . Вишневского, а затем утверждение генерал-губернатора Западной Сибири П. Д. Горчакова. Разрешение генерал-губернатора на посторойку мечети вне укрепления было получено 22 октября 1847 г. Еще через несколько дней Вишневский Н.Ф. предписал Каркаралинскому приказу выбрать место под строительство мечети с учетом мнения майора К. Таукина и других почетных представителей. Двадцать восьмого ноября 1847 года из Окружного приказа в Пограничное правление пришел рапорт, где сообщалось, что место для строительства было выбрано в присутствии старшего султана и других чиновников. Место мечети находилось, как и было приказано, вне Каркаралинского укрепления, на расстоянии от него. Казахская степная аристократия и влиятельные фигуры во главе с К. Таукиным и К. Оскенбаевым 12 декабря 1847 года подписали акт, подготовленный еще 5 сентября, где были уточнены статьи финансирования строительства и избраны финансовые попечители из числа местных казахов, такие как Каржаубай Иткарин и Саргыз Догалов. Начало возведения мечети было запланировано на весну 1847 года, но так как не хватало вольнонаемных рабочих, то 15 декабря 1847 года окружной приказ запросил у Пограничного управления выделение солдат регулрных частей за положенную по закону плату. Двадцать девятого марта 1848 г. «…князь П.Д. Горчаков и начальник штаба отдельного Сибирского корпуса генерал-майор Жемчужников известили генерала Н. Ф. Вишневского об удовлетворении ходатайства окружного приказа использовать для черновой работты солдат регулярных войск…» (Мустафин 2017, 26).
Однако строительство мечети не было начато ни в 1848 ни 1849 гг., и даже ни в первой половине 1850 года. Одной из причин была смена главы окружного приказа К. Таукина. На смену Таукину пришел Кунанабай, что было весьма новым для традиций того периода, так как Оскенбаев не был чингизидом. Кунанбай был первым т. н «чернокостным» ага-султаном свого периода. Одиннадацатого ноября 1849 года вышел приказ об утверждении Кунанбая на должность старшего султана (ага-султана). В январе 1850 года Кунанбай пишет новому начальнику пограничной службы полковнику Клейсту, подтверждая свою ответственность за постройку мечети. В своем письме к Клейсту на трех листах Кунанбай говорит о пользе мечети для «нравственности народа», берет на себя отвественность за ее постройку, хотя и критикует выбор места, сделанный Таукиным и Горчаковым. Кунанбай считал это место непригодным из за слишкой близости к провиантному магазину. Кунанбай считал, что мечеть должна иметь свободное пространство вокруг нее для постройки частных домов и вспомогательных помещений. Кунанбай хотел, чтобы муллы, имамы и другие верующие из числа казахских и татарских торговцев и представителей знати могли поселиться рядом с мечетью и образовать мусульманскую слободку, что вполне типично для мусульманких общин царской России. Кунанбай просил разрешить порубку леса для жилых помещений и просил разместить мечеть ниже Каркаралинской крепости на расстоянии одной версты от Семипалатинского тракта, где частаня слободка могла бы свободно разместиться.
Уже 30 января 1850 года Клейст отправил письмо, в котором дал разрешение на порубка леса для жилых домов и мечети и на на постройку мечети. 20 января 1851 года было получено разрешение на постройку помещений для мулл и учебного заведения. Кунанбай также хотел построить возле мечети отдельный дом для себя, на что 26 февраля получил разрешение. 15 августа 1851 года Кунанбай сообщил колониальной администрации, что строительство мечети в селении Каркаралы закончено.
Период использования: Мечеть функционировала как религиозное здание с момента постройки в 1851 году. Первым имамом мечети был татарский священослужитель Хасан Сайфулла (Сейфуллин) Саратауи (из г. Саратова, ум. 1881 году) (Халиди, 1992, 164). Курбан Али Халиди в своей работе Тауарих Хамса, вышедшей в 1910 году в Казани, пишет, что имам Хасан занимал данную должность до 1869 года, так как в том самом году российская администрация запретила ногайским или татарским муллам занимать религиозные должности среди казахов (Халиди, 1992, 164). В романе «Путь Абая» М. Ауэзова Хасан Сейфуллин или Хасан ахун упоминаются эпизодически под именем мулла Хасен (Ауэзов, 1978). Роман «Путь Абая» Ауэзова весьма важен как интересный этнографический и исторический источник о казахах, в котором содержатся сведения о реакций населения на постройку мечети. Несмотря на советкую цензуру, Ауэзов показал, что посторойка мечети было важным и долгожданным событием для мусульманских кругов Каркаралинского округа. Кунанабай, как показано в романе, в духе мусульманских традиций устроил большой пир или ас в честь открытия мечети, участие в котором приняли многие представители казахской и татарской элиты. Поддержка постройки мечети была важным символом упрочения мусульманской религиозности среди степного населения (Нуртазина, 2000: 226; Privrtasky, 2001).
Кроме того, согласно архивным данным (ЦГА РК. Ф. 345. Оп.1. Д. 916а. Л. 133-135) при мечети в 1865 году существовала школа для татарских и казахских детей. Школа содержалась прихожанами. Мустафин приводит также воспоминания местных старожилов (напр., Кадишы Тусип кожа кызы 1922-2003 гг.), что медресе функционирова в ранний советкий период. Так, в 1927 году медресе посещали религиозные деятели из Ташкента. В 1932 году медресе было разобранно и пущено на дрова (Мустафин 2017, 57). Хасан-ахун был имамом мечети до 1869 года. Он и другие имамы могли владеть богатой библиотекой, так как Каркаралы до 20-30-х гг. XX в. был одним из важных экономических и политических центров казахской степи. К сожалению, библиотека мечети не сохранилась. Метрические книги мечети были переданы в архивы Уфы последним имамом мечети Оралбеком. Копии метрических книг находятся у Е. Мустафина. Мечеть функционировала до 1928 г. и была закрыта во время советских гонений на религию. Согласно интервью с Ерланом Мустафиным, оригинал полумесяца с мечети Кунанбая хранится в его коллекции.
Основные функции: Мечеть была религиозным центром Каркаралинского округа. С момента постройки и как минимум до конца XIX века это была практически единственная мечеть с медресе в округе. В 1907 г. мусульмане Каркаралинска получили разрешение на постройку еще одной мечети – так называемой «татарской», на месте которой сейчас находится русская школа (Мустафин 2017, 114). После закрытия мечети Кунанбая в 1928 году,здание использовалось как библиотека, школа, склад, затем как конюшня или загон для скота, и к концу 1980-х находилось в плачевном состоянии. Современная мечеть Кунанбая – это новое здание, востанавленное близко к историческому оригиналу, но первоначальные стены и строительные материалы утрачены.
В наши дни идет процесс сакрализация мечети, формируется сакральный нарратив о святости данного места (https://ru.egemen.kz/article/191324-gde-starinnyy-polumesyats-mecheti-kunanbaya). Этнографические данные говорят о конструировании мифов: о том, например, что рабочие не могли жить и работать в данной мечети в советский период, или что при сбитии полумесяца с минарета в ранний советкий период человек, совершивший данный акт понес наказание в виде смерти и т. д. На данный момент мечеть Кунанбая пользуется почетом и уважением как символическая память о Кунанбае Ускенбаеве и исламизации региона.
Религиозная принадлежность: Ислам суннитского толка, ханафитского мазхаба
План: Мечеть Кунанбая состоит из двух частей: основного здания построенного из деревянного бруса с мехрабом (ниша в стене мечети указывающая направление Мекки) и так же примыкающего к мечети входного помещения. Минарет мечети также сделан из дерева. Крыша основного здания мечети и минарета сделаны из кровельного листового железа и покрыты краской синего цвета. К мечети примыкают также две террасы. Территория вокруг мечети покрыта брусчаткой, имеются газоны и забор. Мечеть внутри покрыта коврами. Данная мечеть является не оригинальным зданием, построенным при участии Кунанбая в 1853, а современной реконструкцией.
Другие объекты: В Каркаралинске также находится дом Кунанбая. В 1851 году Кунанбай подавал прошение на постройку дома для личного пользования недалеко от мечети, что говорит о важной символической роли последней. В том же году его просьбу удовлетворили и он построил просторный дом с железной крышей. В романе «Путь Абая» М. Ауэзова данный дом упоминается несколько раз как резиденция ага-султана, где Кунанбай проводил встречи с влиятельной знатью и торговцами Каркаралинского округа и жил во время визитов.
Дорога: От Караганды до Каркаралы (200 км) асфальтированная дорога находится в удовлетворительном состоянии.