Мавзолей Исабек-ишана в Акколь Жайлма.. Паспорт объекта


 

- Полное описание

- Фотогалерея

- Манускрипты

- Карта

- Материалы


Полное описание

Время и обстоятельства основания: Комплекс Исабек-ишана находится в местности Акколь Жайлма недалеко от озера Аулие –коль в 80 киллометрах от г. Экибастуз. Регион озера Акколь характеризуется наличием ряда различных археологических находок (мазары эпохи Золотой Орды), святых мест и т.д (1). Но одним из главных действующих обьектов является комплекс Исабек-ишана. Данный сакральный объект представляет небольшое кладбище где главными обьекатми являются: трехкупольный мазар где похоронен Исабек-ишан, однокупольный мазар его потомка Жандарбека (1907-1996) и ряда других представителей сакрального семейства Исабека, скончавшихся в конце XIX и в течение XX веков (2). Согласно этнографическим данным, Исабек-ишан был похоронен здесь первым из своего семейства примерно в 1871, но до этого данное место было родовым кладбищем одного из местных родов племени аргын. Данный род добровольно уступил данное кладбище для сакрального рода кожа из-за высокого духовного статуса Исабек-ишана.
Первоначальный мазар Исабек-ишана был сделан из глины (самана). От этого старого здания остался лишь небольшой край ограды. Архитектура первоначального мазара неизвестна. Мазар Исабек-ишана является погребением трех человек: самого Исабека, затем добавились могилы его сына Нурмухаммеда и младшего брата Мухаммед Нияза (3), поэтому мазар сегодня представляет трехкупольное здание. В советский период мазар примерно в 1950-е годы подвергся полной реконструкции, или точнее сказать был построен новый мазар над могилой Исабек-ишана и его потомков (4). Мазар советского периода был сделан уже из современных материалов характера и представлял собой очертаниями типичный сельский прямоугольный дом. Данная постройка была возведена поверх разрушающихся саманных стен. Рядом с погребением Исабека постепенно увеличилось количество других небольших мавзолеев или мазаров. В 1996 г. скончался потомок Исабек-ишана Жандарбек, который был известен как аулия, или святой данного региона, и над его погребением также был возведен небольшой однокупольный мазар из современных материалов.
В 2011 г. была проведена новая полная реконструкция данного комплекса. Спонсорами выступили представители бизнес-элит Павлодарской области и главным образом представители другого сакрального семейства кожа Абгужиновы из г. Экибастуз (5). Также при поддержке бывшего акима Павлодарской области Ерлана Арына был создан фонд имени Исабек-ишана. Данный фонд аккумулировал достаточно средств для сноса мазаров советcкого периода и постройки новых. Поступления в фонд шли в виде строительных материалов и рабочей силы как от частных лиц, так и от различных компаний. Стройка велась силами волонтеров в лице жителей Павлодарской области.
Нынешний трехкупольный мазар Исабек-ишана и однокупольный мазар Жандарбека сделаны из нетипичного для степного пояса материала – белого ракушечника. Данный материал был специально заказан с полуострова Мангыстау, и в целом расходы на строительство мазаров, новой зиаратханы для паломноков и святого колодца составили до 200000 долларов США по курсу 2011 года. Также для работы над ракушечником была привлечена бригада мастеров из Узбекистана (Каракалпакстана), которая использовала архитектурные традиции Мангистау. Так комплекс Исабек-ишана получил иную, отличную от других комплексов форму. Таким образом, в XX и XXI веках комплекс Исабек-ишана как минимум два раза менял свой архитектурный облик.
В советский период, когда открытые формы религиозности находились под запретом, а зиаратханы не существовало, паломники во время посещения мазара ночевали в машинах. Во время реконструкции 2011 г. строители и спонсоры уделили особое внимание постройке просторного здания зиаратханы с системой отопления и кухней. Зиаратхана представляет собой помещение, состоящее из двух больших комнат, где паломники принимают пищу, оставливаются на ночлег и т.д. Отдельно от зиаратханы находятся хозяйственные постройки, сарай и загон для жервенного скота.
Данный мазарный комплкс находится недалеко от озера Аулие-коль (Святое Озеро), земли недалеко от которого были выделены Исабек-ишану и его потомству (места т. н. летовок). Исабек-ишан основал медресе (дукан, дукен) на берегу Аулие-коля, где давал мусульманское образование местному населению (6). Остатки стен данного дукана, по словам местного населения, еще видны недалеко от мазарного комплекса.
Святой источник представляет собой небольшое здание с колодцем внутри. Вода в источнике солоновата на привкус. Источник также не существовал в советский период. Согласно местным данным, он был «заново открыт» в 2011 году неким местным старцем. Согласно интервью с одним из главных спонсоров и строителей, до установления Советской власти источник целительной воды существовал в виде колодца, но затем источник пропал. Паломники во время обряда паломничества в качестве благославления и лечения брали горсти земли с могил Исабека и его потомков, но во время реконструкции 2011 года погребения оказались накрыты плитами ракушечника. В период стройки 2011 г. один из местных жителей предложил свою помощь в поиске потерянного источника, и в результате ряда попыток он (колодец) был обнаружен, а над ним выстроено небольшое здание. Затем для «очищения» колодца было принято решение влить в него 63 литра воды Замзам из Мекки (63 года – это возраст пророка Мухаммада). Воду Замзам привезли из Мекки, благодаря семейству Абгужиновых, и она (вода) была торжественно влита в колодец. Данный обряд усилил символичекую власть сакрального места в глазах паломников и местного населения.


Период использования: Мазарный комплекс функционирует с конца XIX –начала XX вв. В Советский период зиарат, или паломничество, продолжалось зачастую в скрытой форме, наряду с почитанием семейств кожа. Большую роль в поддержании статуса мазарного комплека и роли сакрального семейства сыграли такие представители семейства кожа, как Жандарбек-ишан и Ашим-кожа (ум. примерно в 1963 г.) (7). Последний был также потомком Исабек-ишана и ширакши, или смотрителем сакрального места. После Ашим-кожа до 2011 г. не было постоянного смотрителя, и паломники часто приезжали в аул Акколь, чтобы кто-либо из семейства Исабека сопроводил их (паломников) до сакрального места. Нынешний смотритель – Ергали –  является потомком Исабек-ишана. Паломничество к мазарному комлексу в основном носит сезонный характер в силу климатических особенностей данного региона, т.е зимой дорога к мазарному комплексу со стороны Акколя и Экибастуза часто становится недоступной для автотранспорта.

Основные функции: Комплекс Исабек-ишана является одним за главных мест мусульманского паломничеста для казахстанцев Павлодарской и соседних областей. Также отмечались случаи, когда паломники приезжали с приграничных районов РФ, к примеру с Омской области. Цели паломничества к мазару мусульманского святого могут варироваться от просьб излечения от болезней, проблем с фертильностью и других. Практика паломничества к святому могла проходить и при жизни аулия или ишана. Историк профессор Альфрид Бустанов исследовал источник XIX века, в котором говорилось о том, что группа сибирских татар из Новосибирской области совершала зиарат к Исабек-ишану незадолго до его смерти. После смерти Исабека его место захоронения стало местом религиозного притяжения для многочисленных казахских паломников, живших в бассейне рек Нуры, Селеты и т.д. Исабек-ишан считался родовым пиром (суфийским главой), аулия и одновременно политическим лидером окрестного населения, который излечивал больных прикосновением или молитвой, мог предсказывать будущее, решать спорные межродовые вопросы и тяжбы и т.д.
Феномен передачи бараки, или святости, в мусульманской традиции уже нового времени в Центральной Азии стал больше ассоциироваться с внутрисемейными, кровнородственными связями, чем с духовной передачей, что видно на примере Исабек-ишана и его потомков. Внук Исабек-ишана Жандарбек становится в советский пеиод продолжателем традции святости и святым аулия. Фигура Жандарбека – это яркий пример, когда религиозность периода советской модернизации, когда советский гражданин и ветеран войны, как Жандарбек, может быть одновременно мусульманским святым и локальным духовным лидером. После смерти Жандарбека в 1996 г. его могила, как и погребения его предков (Исабек-ишана и др.), стала частью религиозного комплекса имени Исабек-ишана. Таким образом, обряд зиарата включает визит сначала к могиле Исабека, а затем к погребению Жандарбека.
Обряд паломничества состоит из нескольких стадий:
а) прибытие на мазар и знакомоство с ширакши,
б) совершение мусульманского обряда омовения (дарет талу)
в) визит к сакральному комплексу, где ширакши читает Коран и совершается обход погребений (сначала паломники заходят в мазар Исабека и касаются могил и надгробного камня, затем делается визит к мазару Жандарбека, где паломники также касаются или даже ложатся спинами на могильный холм из ракушечника),
в) принятие пищи и отдых,
г) повторный визит мазарного комплекса, проведение ширакши обряда «ушыктыру», то есть снятия болезни, для больных паломников,
д) ночевка в зиратхане возле святого места, то есть проведение обряда «тунеу», последнее утреннее обхождение святого комплекса, набор воды из святого колодца и отъезд из мазарного комплекса.
Подношения паломников варируются: часто это комплекс из денежных средств, продуктов питания, мяса жертвенных животных, которых часто забивают в первый же день паломничества. Мясо жертвенных животных, в основном овец, идет как угощение всем паломникам, находящимся на зиарате. Некоторые паломники, некоторые с тяжелыми болезнями, живут от трех дней и более в зиаратхане и совершают зиарат каждый день. Само паломничество окутано мистикой и иногда сопровождается караматами (чудесами), такими как внезапное излечение после или даже во время обряда. Среди паломников можно встеретить представителей других конфессии, что согласно словам семейства Исабека вполне разрешено, так как сам Исабек неоднократно лечил русских крестьян.
Религиозная принадлежность: Ислам суннитского толка, ханафитского мазхаба
Главный центр притяжения: Мазары Исабека и его потомков, священный водный источник и зиаратхана.
План: Сакральное кладбище, обнесенное металическим забором, находится в открытой степи примерно в 15-18 км от аула Акколь. Главными объектами являются трехкупольный мазар Исабек-ишана (где похоронены его сын и младший брат), рядом находится не менее важный мазар Жандарбек-ата, а вокруг располагаются погребения близких родственников из сакрального семейства. Примерно в 200 метрах от кладбища находится зиаратхана (дом для паломников) с хозяйственными пристройками. Зиарат освящается солнечными батареями и бензиновым генератором. Также рядом с зиаратханой располагается небольшая мечеть с беседками для паломников. Примерно в 100 метрах от мечети находится священный колодец.
Современное состояние: См. фотогаллерею.
Угрозы: Угрозы отсутствуют
Ближайший населенный пункт: с. Акколь См. фотогаллерею.
Дорога: От Экибастуза до Акколя проходит асфальтированная дорога, находящаяся в частично удовлетворительном состоянии. От Акколя до сакрального комплекса (примерно 15 км) идет грунтовая дорога, по которой трудно передвигаться в период дождей или зимних буранов.
Артефакты и манускрипты: записи, или даптер, Ашим-кожа 1960-х годов. См. манускрипты.
Оценка сегодняшнего состояния: Объект находится в отличном состоянии.
Рекомендации по инвестициям. Необходима качественная дорога от Экибастуза до мазарного комплекса, электрофикация сакрального комплекса, нужен центральный водопровод. Необходимы мотели для паломников с бытовыми удобствами и ценрами быстрого питания.


Фотогалерея


Карта


Манускрипты

 

 

 

pkk.rosreestr.ru/arcgis/rest/services/PKK6/CadastreSelected/MapServer/export